Сразу после кризиса 2009 года Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост президента России, объявил о большой программе модернизации, целью которой было сокращение зависимости экономики страны от нефтегазовых доходов. Но хотя были приняты довольно амбициозные программы, особого влияния на экономику они не оказали. Доля нефтегазовых доходов в бюджете осталась очень высокой — в районе 50%. Точно такой же она была и в 2008 году — до объявления планов по трансформации экономики.
Сегодня в своем видеоблоге российский премьер-министр Дмитрий Медведев вновь напомнил о подзабытых уже лозунгах. Больших программ, как четыре года назад, премьер не объявлял, напомнив лишь, что до 2020 года России нужно создать и модернизировать 25 млн рабочих мест и увеличить производительность труда на 50% за пять лет. "Существует мнение, что Россия сильна только нефтью и газом, мы уже давно ничего не производим и живем, проедая доходы от экспорта ресурсов. На самом деле это утверждение никак не отражает реальную картину нашей экономики, которая основана на промышленном производстве", — подчеркнул премьер.
Медведев напомнил о росте рейтинга России по условиям ведения бизнеса, умолчав, правда, о том, что "невероятные" усилия правительства помогли стране дотянуться ни много ни мало до уровня Замбии.
Тема снижения зависимости бюджета от нефтегазовых доходов поднимается в России не в первый раз. В феврале текущего года тот же Медведев в интервью бразильскому телеканалу Globo говорил, что уровень нефтегазовых доходов бюджета России не должен превышать одной четверти. В 2012 году этот показатель, по данным Минфина РФ, составил 50,2%. Данные за 2013 год появятся ближе к концу года или даже в 2014 году. Аналитик FIBO Group Анатолий Воронин полагает, что, скорее всего, цифры будут в районе отметки в 50%. "Цены на нефть в течение года оставались в рамках прогноза, но вот газ преподнес российскому бюджету неприятный сюрприз", — заявил он "Росбалту".
Впрочем, в федеральном бюджете на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг., принятом недавно Государственной думой в третьем, окончательном чтении, говорится, что доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета сократится с 50% в 2013 году до 43% в 2016 году. Правда, как напомнил эксперт банка "БКС Премьер" Антон Шабанов, в заключении на бюджет Счетной палаты говорится, что "зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой". "Основываясь на планах правительства и заключении Счетной палаты, можно спрогнозировать, что, скорее всего, показатель практически не удалось изменить", — подчеркнул эксперт.
По его оценке, всему виной общее падение уровня экономического развития и переход в стадию стагнации, которая не обошла и Россию. Такая макроэкономическая обстановка не способствует диверсификации экономики, поскольку на это нужны деньги, инвестиции в модернизацию производства. "В условиях общей экономической нестабильности и снижения уровня инвестиций в российскую экономику найти объемы средств для полного переворота всей нашей экономики не представляется возможным", — полагает эксперт.
Среди причин Воронин также называет отсутствие поддержки бизнеса — от малого до крупного. "В России нет бюджета развития, компании удушаются налогами. Все серьезнее становится проблема неплатежей, в том числе, инициированных бюджетными организациями и госкомпаниями. В результате эффективно работает только нефтегазовый "насос", но и он сталкивается с проблемой сбыта и потери рынков", — подчеркнул аналитик.
По его оценке, российскому бюджету уже не хватает тех объемов добычи и тех цен на энергоносители, что существуют сейчас. И, судя по действиям Кремля, который "режет по живому" бюджет, ожидается, что доходы будут снижаться и дальше. "Цены на нефть не изменятся, по крайней мере, их снижение не будет значительным — в этом никто не заинтересован. Иран еще не успеет развернуться на международном рынке, его поставки останутся примерно в тех же объемах, и география его покупателей также не изменится", — уверен эксперт. По его оценке, сокращение или перераспределение доходов бюджета может произойти из-за недобора налоговых поступлений внутри страны. "И это станет результатом сокращения деловой активности российских компаний, а никак не проблем во внешней торговле", — отметил Воронин.
Старший экономист ФГ "Риком" Владислав Жуковский напомнил, что на протяжении всех последних лет экономисты и ученые РАН подготовили не один десяток программ и стратегий развития страны. Были и инновационные сценарии, и стратегии "опережающего роста", и программы "новой индустриализации". "Беда не в отсутствии альтернатив — беда в монопольном праве на научную мыль и истину в последней инстанции секты "рыночных фундаменталистов", — подчеркнул аналитик, напомнив, что ключевые посты в финансово-экономическом блоке правительства занимают ученики Егора Гайдара и аспиранты Евгения Ясина. Эксперт не исключает, что стагнация сменится падением ВВП на 1-1,5%, чему в немалой степени будет способствовать увеличение масштабов вывоза капитала, рост тарифов естественных монополий, усиление конкуренции с импортными товарами и секвестр бюджета.
http://www.rosbalt.ru/ |